Бизнес-план продуктового магазина

Бизнес-план продуктового магазина

Бизнес-планы

06.02.2016

Бизнес-план продуктового магазина

Инвестировать свободные денежные средства возможно в различные отрасли экономики – производство, услуги, торговля. И именно сфера торговли находится под всеобщим вниманием, так сказать, на виду. По этой причине многие предприниматели склоняются к открытию именно магазинов розничной торговли. При этом продуктовые магазины одни из самых многочисленных. На данный момент существует значительное количество вариантов открытия продуктовых магазинов. Некоторые федеральные сети предлагают открытие магазинов под своей торговой маркой по договору франшизы.

Рынок продовольственных продуктов в нашей стране огромен, при этом он постоянно расширяется и полностью удовлетворить потребности клиентов сложно. Поэтому на данный момент появились совершенно разнообразные форматы работы продуктовых магазинов, самым необычным можно считать интернет-магазины продовольственных товаров, которые становятся все более популярными. Однако, чтобы эффективно конкурировать на рынке с другими участниками и действительно получить представление о функционировании продуктовых магазинов, лучше сначала открыть небольшой магазин в спальном районе города в формате «у дома».

В западных странах рынок продовольственных товаров по большей части сформирован и на данный момент происходит перераспределение долей рынка между крупными игроками. При этом, гипермаркеты контролируют не более 50 % рынка, небольшая доля, порядка 10-15 % приходится на магазины среднего формата, а остальную часть рынка уверенно контролируют небольшие частные магазинчики. Это связано с особенностью городской застройки и с менталитетом населения. Однако, подобное распределение вполне может быть достигнуто в нашей стране. Российские регионы сильно отличаются друг от друга. Так в Центральной части страны крупные федеральные сети проникли в каждый город, в каждый район и являются мощными конкурентами для частных небольших продовольственных магазинов. В некотором отдалении от столиц, ситуация меняются в сторону преобладания именно частных магазинчиков «у дома».

Поэтому, перед началом разработки проекта продовольственного магазина необходимо четко определить потенциальных конкурентов и их возможное влияние на ваш бизнес. С другой стороны, необходимо четко понимать потребности своих потенциальных клиентов, их предпочтения, уровень доходов и др. Для более наглядного понимаю ситуации лучше визуализировать полученные данные, отмечать важные моменты на карте района.

Изначально необходимо определиться с несколькими моментами. Первый и наиважнейший – формат магазина, в данном случае все зависит от бюджета, возможностей, опыта. Часто небольшой магазин приносит прибыль аналогичную крупному гипермаркету. По этой причине нужно хорошо обдумать второй момент – место. Именно местоположение магазина определяет его успех. Ведь согласитесь, в ларек, находящийся в поле никто не пойдет. Обычно предприниматели сталкиваются с большой проблемой – в предпочтительном районе доступны всего 2-3 помещения. В таком случае необходимо проанализировать пути движения людей, например, от ближайшей остановки или гос. учреждения до дома и выбрать наилучший вариант. Третий аспект – это вид работы, будет ли это магазин самообслуживания или же традиционный с прилавками. Как показывают практика, эффективными могут быть оба варианта. Выбор опять же, зависит от круга потенциальных клиентов, их количества, доступной площади.

Когда вопросы с помещением решены, следует перейти к подбору ассортимента продукции. Следует опираться на данные, полученные в результате исследования потенциальных клиентов. Просто проведя день в районе работы будущего магазина и понаблюдав за тем, что покупают клиенты у ваших конкурентов, вы сможете составить примерную картину требуемой продукции. Иным вариантом может стать работа с оптовиками напрямую – они укажут вам наиболее популярные виды продукции.

Важно отметить, что существует два основных варианта работы с поставщиками. Первый вариант – работа с крупными оптовыми базами. Он имеет несомненное преимущество – удобство, вам не будет требоваться много усилий, чтобы подбирать ассортимент, доставлять и принимать продукцию. Большую часть работы за вас сделает оптовик. С другой стороны – цены будут выше, а значит и ваша прибыль будет ниже. Второй вариант – работа напрямую с производителями продовольственных товаров. В данном случае будет очень сложно управлять всеми поставками и взаиморасчетами. Однако, такой вариант предполагает получение товара по меньшим ценам, а иногда и под реализацию, а значит и лучший финансовый результат магазина в целом.

Далее, стоит опять вернуться к работе с помещением. Статьи ремонта и закупки оборудования самые большие в общем бюджете проекта. Так как обустройство помещения необходимо проводить по особым правилам проверяющих органов, чтобы избежать нарушений и финансовых потерь, связанных с этим. А оборудование требуется специальное, торговое, для продовольственных магазинов.

Одновременно с этим, необходимо вести процесс согласования деятельности магазина с проверяющими органами – Роспотребнадзор, местная администрация, налоговая, Пенсионный фонд РФ, пожарники, СЭС и др. Важно отметить, что именно на продовольственные магазины некоторые из этих органов обращают пристальное внимание. По этой причине лучше прибегнуть к помощи юристов или же специализированных бухгалтерских компаний.

После получения всех необходимых бумаг, вы можете приступить к работе.

В процессе текущей работы магазина важно постоянно корректировать ассортимент, а также проводить рекламные компании для привлечения клиентов. Возможным вариантом создания круга постоянных клиентов является выпуск накопительных дисконтных карт.

Подведем итог. Итак, для того чтобы организовать продуктовый магазин, необходимо решить следующие вопросы:

1) Определиться с местом

2) Провести исследование потенциальных конкурентов

3) Дать оценку кругу потенциальных клиентов

4) Подбор ассортимента, поиск поставщиков

5) Ремонт помещения и закупка оборудования

6) Юридическое оформление предприятия

С финансовой точки зрения проект продовольственного магазина выглядит не столь привлекательным, так как рентабельность будет находиться на уровне 20-30 %. Однако, стоит учитывать, что не менее половины суммы инвестиций будет направлено на пополнение оборотных средств, а именно закупку продукции. А продовольственные продукты быстро реализуются, особенно по заниженной цене. По этой причине отнесение суммы, потраченной на оборотные средств к общим затратам неоднозначно. Тем не менее, даже с учетом полной суммы затрат, предовольные магазины, как правило окупаются за 1,5-2 года.

Для организации небольшого магазина в формате «у дома» требуются, как правило, финансовые ресурсы в размере 2 млн. рублей. Из них порядка 800 тысяч рублей уходит на ремонт помещения и покупку оборудования, 700 тысяч рублей на закупку продукции, а остальные средства уходят на рекламу, юридическое оформление, согласования и др. При этом, чистая прибыль подобных магазинов находится на уровне 90-100 тысяч рублей в месяц. Исходя из этого, срок окупаемости 1 год 10 мес. Это достаточно долго, однако, если данный бизнес налажен, то он может быть крайне стабильным, ведь в отрасли продовольственных товаров спрос со стороны клиентов гарантирован.



ЭТО ТОЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО